Cвязаться с юристом 
для бесплатной юридической 
консультации
Что такое система Платон. 01.10.2018

Что такое система Платон.

С целью внедрения современных подходов к использованию транспортной сети Правительством РФ с 2015 года введена в действие система «Платон» для большегрузов.
Система представляет собой технологию контроля перевоза грузов по дорогам федерального уровня. Она позволяет идентифицировать владельца автомобиля определенной грузоподъемности, а также осуществлять мероприятия по взысканию с него полагающихся средств.

Справка: название «Платон» представляет собой сокращение от словосочетания «плата за тонны». Оно ярко выражает суть проекта — справедливое распределение ответственности между автовладельцами за состояние дорожного полотна.
Методика предполагает следующие вещи:

  • разделение автотранспортных средств по их тоннажу;
  • взимание платы с владельцев большегрузов;
  • организацию системы контроля:
  • за использованием транспортной инфраструктуры федерального уровня;
  • за внесением обязательных платежей.

Дорожное покрытие на всей территории России подвергается серьезной нагрузке. Ввиду подорожания железнодорожных перевозок, в последнее десятилетие производители и реализаторы предпочитают автотранспорт. Это привело к увеличению давления на покрытия дорог. Кроме того, на него действуют иные разнообразные факторы:

  • временные (амортизация);
  • климатические (холод — в северных широтах, жара — на юге);
  • природные воздействия и другое.

Общее правило о том, что все пользователи обязаны в равной степени участвовать в ремонте трасс, не выдерживало критики. Ведь воздействие на асфальт зависит от массы машины. Легковые автомобили не причиняют дороге такого вреда, как тяжелые рефрижераторы и фуры.

Основные цели проекта «Платон» таковы:

  • справедливое перераспределение расходов за использование федеральных трасс;
  • создание дополнительного фонда для их ремонта и реконструкции (вероятно, строительства новых);
  • внедрение современной системы контроля за перевозкой грузов;
  • учет движения товаров и материалов по территории страны.

На практике контрольный механизм состоит из нескольких частей. Каждая выполняет свои функции. А именно:

  • электронный комплекс регистрирования участников программы (ниже приведены параметры);
  • методика учета каждого зарегистрированного пользователя;
  • аппараты навигации, выдаваемые зарегистрированным автовладельцам на бесплатной основе;
  • структуры:
  • сбора платежей;
  • контроля правильности внесения взносов и использования прав на проезд;
  • осуществления наказания за нарушение правил.

Старт программе дан правительственным постановлением (ПП) от 14 июня 2013 года № 504. Документ определяет участников и разграничивает их ответственность за реализацию комплекса мероприятий, направленных на благо всего населения. Так, выделено две категории участников:

  • Компания или индивидуальный предприниматель — организатор мероприятий в рамках постановления. Этой стороне полномочия передает Правительство РФ. В ее обязанности входит проектирование и создание электронного комплекса учета и приема платежей.
  • Автовладельцы, подпадающие под действие ПП.

Исследования показали, что наибольший ущерб дорожному покрытию наносят большегрузы, масса которых переваливает за двенадцать тонн. Этот вывод использован в определении второго множественного участника транспортного эксперимента общероссийского масштаба:

  • под электронный контроль подпадают все автомобили, тоннаж которых выше 12 т;
  • это должно быть записано в техническом паспорте машины.

Таким образом, нет смысла перечислять конкретные марки фур. Достаточно только посмотреть на данные документа, чтобы определить, является ли авто потенциальным участником программы.

Несмотря на сложность идеи и несомненные трудности ее технического внедрения, для пользователя она довольно понятна. Комплекс предполагает следующие мероприятия:

Установку фиксатора на каждом автомобиле, подпадающем под законные параметры. Производится на безвозмездной основе.
Бортовое устройство работает постоянно во время движения. Оно осуществляет отслеживание маршрута машины в режиме GPRS-навигации:

  • передает данные в центр сбора информации в периоды осуществления движения по федеральным трассам;
  • при съезде с них переходит в режим ожидания.

Электронный центр управления проводит в автоматическом режиме такие операции:
  • подсчитывает количество пройденных каждым зарегистрированным пользователем километров;
  • производит подсчет сумм взносов;
  • выставляет счет в личном кабинете; выявляет нарушителей (неплательщиков);
  • передает информацию соответствующему специалисту для организации карательных мер.

В обязанности владельцев большегрузов входит инициативная регистрация в электронной системе. Согласно нормам законодательства без учетной записи автотранспорт не имеет права передвигаться по трассам федерального уровня:


  • использование дорог происходит по предоплате двумя способами:
  1. с применение регистрирующего устройства;
  2. путем регистрации карты маршрута (отменено с 26.01.16);
  • средства с персонального счета списываются в автоматическом режиме по данным бортового фиксатора;
  • остаток может быть возвращен плательщику;
  • владельцы нескольких большегрузов должны зарегистрировать каждый;
  • автомобили могут быть привязаны к одному лицевому счету.


Автовладельцы обязаны произвести такие действия, чтобы не нарушать законодательства, связанного с использованием федеральных трасс:

  • Пройти процесс регистрации в реестре «Платона» на официальном сайте:
  • путем создания личного кабинета;
  • в терминале;
  • через мобильное приложение;
  • путем посещения одного из Центров, созданных организаторами.

  1. Дождаться предоставления пароля и логина. Без таких данных невозможно пользоваться личным кабинетом (они нужны для входа).
  2. Внести абонентскую плату и предварительный взнос.
  3. Заключить договор о предоставлении без оплаты бортового устройства.
  4. Установить фиксатор на каждом автотранспортном средстве, тоннаж которого превышает 12 т.
  5. Регистрация происходит на основании правоустанавливающей документации. Она состоит из следующих бумаг:


  • паспорта гражданина РФ (иностранца);
  • выписки из реестра регистрации предпринимателей (ОГРНИП);
  • копии налогового кода (ИНН);
  • технического паспорта многотоннажной машины (является основанием для включения в систему).

В законе предусмотрены карательные меры к неплательщикам (соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ст. 12.21.3). За невнесение платы в соответствующее время применяются штрафные санкции в размере:

  • 5 000,0 руб. — при первичном выявлении;
  • 10 000, руб. — при повторном.


В 2016 году после определенного периода тестирования комплекса электронного учета перевозок, в 504 постановление внесены изменения. Они должны сделать систему более удобной в использовании.

В частности, в 2018 году:

  • Бортовые фиксаторы вводятся в действие после 30 суточного тестирования. Только по истечении месяца с автомобиля взимается плата.
  • Отлажен механизм возвращения ошибочно внесенных средств (ранее их трудно было забрать).
  • Введена практическая методика отмены маршрутов. Теперь отказаться от планов можно до минуты объявленного старта.
  • На сайте электронного учета появилась функция изменения данных, а также отмены учетной записи.

Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.


Возврат к списку

226

Оставьте свой комментарий на сайте

Бесплатная
правовая помощь опытных юристов
+ 7 800 500 3961
+ 7 499 110 4133
только опытные эксперты
конфиденциально
все области права
задайте вопрос юристу
и получите бесплатную консультацию
в течение 5 минут
Горячая линия для бесплатной правовой помощи гражданам
Москва и область
Бесплатная правовая помощь опытных юристов
  • Только опытные эксперты
  • Конфиденциально
  • Все области права
Задать свой вопрос юристу