Что такое система Платон.
С целью внедрения современных подходов к использованию транспортной сети Правительством РФ с 2015 года введена в действие система «Платон» для большегрузов.
Система представляет собой технологию контроля перевоза грузов по дорогам федерального уровня. Она позволяет идентифицировать владельца автомобиля определенной грузоподъемности, а также осуществлять мероприятия по взысканию с него полагающихся средств.
Справка: название «Платон» представляет собой сокращение от словосочетания «плата за тонны». Оно ярко выражает суть проекта — справедливое распределение ответственности между автовладельцами за состояние дорожного полотна.
Методика предполагает следующие вещи:
- разделение автотранспортных средств по их тоннажу;
- взимание платы с владельцев большегрузов;
- организацию системы контроля:
- за использованием транспортной инфраструктуры федерального уровня;
- за внесением обязательных платежей.
Дорожное покрытие на всей территории России подвергается серьезной нагрузке. Ввиду подорожания железнодорожных перевозок, в последнее десятилетие производители и реализаторы предпочитают автотранспорт. Это привело к увеличению давления на покрытия дорог. Кроме того, на него действуют иные разнообразные факторы:
- временные (амортизация);
- климатические (холод — в северных широтах, жара — на юге);
- природные воздействия и другое.
Общее правило о том, что все пользователи обязаны в равной степени участвовать в ремонте трасс, не выдерживало критики. Ведь воздействие на асфальт зависит от массы машины. Легковые автомобили не причиняют дороге такого вреда, как тяжелые рефрижераторы и фуры.
Основные цели проекта «Платон» таковы:
- справедливое перераспределение расходов за использование федеральных трасс;
- создание дополнительного фонда для их ремонта и реконструкции (вероятно, строительства новых);
- внедрение современной системы контроля за перевозкой грузов;
- учет движения товаров и материалов по территории страны.
На практике контрольный механизм состоит из нескольких частей. Каждая выполняет свои функции. А именно:
- электронный комплекс регистрирования участников программы (ниже приведены параметры);
- методика учета каждого зарегистрированного пользователя;
- аппараты навигации, выдаваемые зарегистрированным автовладельцам на бесплатной основе;
- структуры:
- сбора платежей;
- контроля правильности внесения взносов и использования прав на проезд;
- осуществления наказания за нарушение правил.
Старт программе дан правительственным постановлением (ПП) от 14 июня 2013 года № 504. Документ определяет участников и разграничивает их ответственность за реализацию комплекса мероприятий, направленных на благо всего населения. Так, выделено две категории участников:
- Компания или индивидуальный предприниматель — организатор мероприятий в рамках постановления. Этой стороне полномочия передает Правительство РФ. В ее обязанности входит проектирование и создание электронного комплекса учета и приема платежей.
- Автовладельцы, подпадающие под действие ПП.
Исследования показали, что наибольший ущерб дорожному покрытию наносят большегрузы, масса которых переваливает за двенадцать тонн. Этот вывод использован в определении второго множественного участника транспортного эксперимента общероссийского масштаба:
- под электронный контроль подпадают все автомобили, тоннаж которых выше 12 т;
- это должно быть записано в техническом паспорте машины.
Таким образом, нет смысла перечислять конкретные марки фур. Достаточно только посмотреть на данные документа, чтобы определить, является ли авто потенциальным участником программы.
Несмотря на сложность идеи и несомненные трудности ее технического внедрения, для пользователя она довольно понятна. Комплекс предполагает следующие мероприятия:
Установку фиксатора на каждом автомобиле, подпадающем под законные параметры. Производится на безвозмездной основе.
Бортовое устройство работает постоянно во время движения. Оно осуществляет отслеживание маршрута машины в режиме GPRS-навигации:
- передает данные в центр сбора информации в периоды осуществления движения по федеральным трассам;
- при съезде с них переходит в режим ожидания.
Электронный центр управления проводит в автоматическом режиме такие операции:
- подсчитывает количество пройденных каждым зарегистрированным пользователем километров;
- производит подсчет сумм взносов;
- выставляет счет в личном кабинете; выявляет нарушителей (неплательщиков);
- передает информацию соответствующему специалисту для организации карательных мер.
В обязанности владельцев большегрузов входит инициативная регистрация в электронной системе. Согласно нормам законодательства без учетной записи автотранспорт не имеет права передвигаться по трассам федерального уровня:
- использование дорог происходит по предоплате двумя способами:
- с применение регистрирующего устройства;
- путем регистрации карты маршрута (отменено с 26.01.16);
- средства с персонального счета списываются в автоматическом режиме по данным бортового фиксатора;
- остаток может быть возвращен плательщику;
- владельцы нескольких большегрузов должны зарегистрировать каждый;
- автомобили могут быть привязаны к одному лицевому счету.
Автовладельцы обязаны произвести такие действия, чтобы не нарушать законодательства, связанного с использованием федеральных трасс:
- Пройти процесс регистрации в реестре «Платона» на официальном сайте:
- путем создания личного кабинета;
- в терминале;
- через мобильное приложение;
- путем посещения одного из Центров, созданных организаторами.
- Дождаться предоставления пароля и логина. Без таких данных невозможно пользоваться личным кабинетом (они нужны для входа).
- Внести абонентскую плату и предварительный взнос.
- Заключить договор о предоставлении без оплаты бортового устройства.
- Установить фиксатор на каждом автотранспортном средстве, тоннаж которого превышает 12 т.
- Регистрация происходит на основании правоустанавливающей документации. Она состоит из следующих бумаг:
- паспорта гражданина РФ (иностранца);
- выписки из реестра регистрации предпринимателей (ОГРНИП);
- копии налогового кода (ИНН);
- технического паспорта многотоннажной машины (является основанием для включения в систему).
В законе предусмотрены карательные меры к неплательщикам (соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ст. 12.21.3). За невнесение платы в соответствующее время применяются штрафные санкции в размере:
- 5 000,0 руб. — при первичном выявлении;
- 10 000, руб. — при повторном.
В 2016 году после определенного периода тестирования комплекса электронного учета перевозок, в 504 постановление внесены изменения. Они должны сделать систему более удобной в использовании.
В частности, в 2018 году:
- Бортовые фиксаторы вводятся в действие после 30 суточного тестирования. Только по истечении месяца с автомобиля взимается плата.
- Отлажен механизм возвращения ошибочно внесенных средств (ранее их трудно было забрать).
- Введена практическая методика отмены маршрутов. Теперь отказаться от планов можно до минуты объявленного старта.
- На сайте электронного учета появилась функция изменения данных, а также отмены учетной записи.
Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Оставьте свой комментарий на сайте